Яндекс.Метрика
© 2018 Геркулесъ
А нужен ли зритель: бодибилдинг – спорт или шоу?
Блог Алексея Веселова
С большим интересом прочел статью «БИЗНЕС И СПОРТ: КАК ПРОДАТЬ БОДИБИЛДИНГ?» моего хорошего товарища Василия Кузнецова. Если уж глава успешного видеоканала «Железный рейтинг» взялся не за камеру, а за перо – стало быть, и впрямь наболело. Мне тоже есть что сказать по этому поводу. И не так мало. Поэтому решил написать статью со своим видением проблемы.

А она не так проста, как кажется. Прежде всего, давайте разберемся, что значит «популяризация» применительно к нашему спорту? В уставе ФББР написано, что это пропаганда здорового образа жизни. На каждый матч питерского СКА собирается больше 12000 зрителей с пивом в одной руке и попкорном в другой. Цифра впечатляет. Но пропаганда ли это здорового образа жизни? Вряд ли. Играют ли 12000 собравшихся сами в хоккей? Очевидно, что нет. То есть это шоу-бизнес в чистом виде. Да, в бодибилдинге теоретически тоже можно представить такое столпотворение. Но будет ли это популяризацией здорового образа жизни? Опять-таки нет. Стало быть, организация подобных шоу не входит в задачи федерации, да она никогда толком и не пыталась что-то подобное делать.

При этом как фанат со стажем я помню битком забитый «БКЗ Октябрьский» на I Кубке СССР по атлетизму в 1988 году и на «Гран-При России» в 1995-м в Питере. При том, что вместимость зала – 3700 мест. Да и цены на билеты «кусались». Точно помню, что в 1995-м удалось купить билет за 150 долларов. У меня тогда зарплата 200 была. Но в 1988 году бодибилдинг был в диковинку и вызывал у обывателя неподдельный интерес. Даже реклама особо не требовалась – прекрасно работало «сарафанное» радио. А в 1995-м у нас впервые появилась возможность увидеть живьем элиту профессионального бодибилдинга. Замечу также, что билеты на эти турниры продавались везде, а сами они были организованы именно как яркие шоу: выступления атлетов чередовались с концертными номерами, а главное – действо было не затянутым и длилось пару часов.

А что мы имеем сейчас? Фитнес-марафоны по 2-3 дня, когда состязания длятся от «заката до рассвета». Если высидеть еще лет 10 назад от звонка до звонка на чемпионате Санкт-Петербурга или Москвы было сложно, но реально, то сейчас это невозможно в принципе. Кроме того, программа соревнований стала более размытой. И очевидно, что поклонникам большого бодибилдинга не интересен пляжный бодибилдинг, и наоборот. Мало того: обилие номинаций с совершенно разными критериями оценок делает в принципе непонятным действо, происходящее на сцене. В свое время большие надежды возлагались на номинацию фитнес-бикини, поскольку считалось, что народ будет воспринимать эти соревнования как конкурс красоты. Нечто общее и впрямь есть: красивые девушки с умопомрачительными фигурами и в шикарных купальниках принимают призывные позы и дарят улыбки зрителям и судьям. Так оно поначалу и было, когда спортсменки состязались в одной абсолютной категории. А нынче это 5-8 часовое действо, ведь категорий стало уже восемь!

Устроители турниров, особенно на Западе, изо всех сил стараются сократить время выступления каждой номинации, и это им удается: на отдельно взятую категорию уходит минут 15, не больше, и атлеты пролетают по сцене со скоростью пулеметной очереди. Но и это не спасает, потому как у них номинаций еще больше, чем у нас. И уж однозначно нельзя назвать происходящее на сцене «шоу». Тем более что сегодня в большинстве номинаций нет позирования, лишь повороты для оценки пропорций. Так что я категорически не согласен с теми, кто считает нынешний бодибилдинг шоу, а не спортом. Это спорт в чистом виде: спортсмен полгода пыхтит в тренажерном зале и сидит на диете, чтобы потом получить несколько минут славы.

Но при всем при этом я не сказал бы, что это плохо. Если лет 10 назад на том же чемпионате Питера выступало около 100 человек, то сейчас 500. Чем вам не популяризация? А с учетом того, что со всех спортсменов взимаются стартовые взносы, федерациям все это экономически выгодно. Взносы компенсируют низкую продаваемость билетов. В чем угроза? В том, что спортсменам надоест выступать перед пустыми залами? Это вряд ли. Посмотрите любую трансляцию крупного международного турнира по спортивной гимнастике или фехтованию. Там вообще почти нет зрителей. Как и во многих других олимпийских видах спорта. Кстати, я почти никогда не видел в России в продаже журналов, посвященных этим и многим другим видам. В то время как в нашем спорте их всегда было как минимум несколько.
Так в чем проблема? На самом деле она есть, но касается больше представителей фитнес-индустрии. В последние годы стало трендом проводить в рамках турниров выставки спортивного питания и сопутствующих товаров. Но сейчас производители и дилеры спортпита все чаще отказываются выставляться, поскольку нет зрителей. Но в таком случае это должна быть не наша с вами головная боль, а устроителей турниров. А у них в целом все в порядке, поскольку постоянно появляются либо новые номинации, либо новые категории в рамках этих номинаций. Кроме того, участники турниров сейчас готовы платить деньги за подготовку. В связи с этим стало престижно иметь судейские «корочки», которые тоже стоят денег. То есть в целом все весьма гармонично. У дилеров спортпита есть SN PRO. У людей из федерации – их турнирная сетка и спортсмены, а у нас с вами выбор: идти на бодибилдинг, или на футбол, или же позырить на диване «Дом-2».

Да, как на фаната бодибилдинга на меня порой накатывают мечты, чтобы лучшие бодибилдеры были так же популярны как звезды шоу-бизнеса, чтобы на их выступления ломились толпы зрителей, чтобы их, а не только Диму Губерниева приглашали на разные телешоу. Но для этого как минимум нужно, чтобы это было кому-то надо. Я имею в виду спортсменов и функционеров. В свое время Шварценеггеру было надо, и он добился всего. Но, к сожалению, нет Шварценеггеров в России…
Made on
Tilda