Яндекс.Метрика
© 2018 Геркулесъ
Эстетика или масса: какой бодибилдинг вы выбираете?
ИСТОРИЯ
Всем привет! С вами Алексей Веселов, издатель журнала "Геркулесъ"!

Что должно преобладать в бодибилдинге - эстетика или масса? К чему мы должны стремится в своих занятиях любимым спортом? Дискуссия на эту тему не утихает десятилетиями и здесь есть над чем поразмыслить.

Казалось бы, все просто. Строительство красивого атлетического телосложения - задача нашего спорта. Это процесс подобный работе скульптора. Скульптор, чтобы изваять прекрасную статую, добавляет глины, а потом отсекает все лишнее. Точно так же бодибилдеры за счёт мышц увеличивают вес тела в нужных местах. И убирают то, что не нужно. Ненужное - это жир.

С жиром все понятно. Он внешне не привлекателен. Жир нельзя напрячь - говорил Арнольд. Который умудрялся наращивать мышцы без жира, так же как и его лучший друг Франко Коломбо. Эти чемпионы выходили на подиум с максимальным весом, имея наибольшую мышечную массу на день соревнований. В дальнейшем культуристы почему-то взяли в моду набирать 15, 20 и даже 30 килограммов веса в межсезонье, чтобы потом сбрасывать 27 кило из этих 30. Не проще бы просто и спокойно набрать за то же время три кило мышц? Я подозреваю, что данная методика была связана с увлечением углеводами и гормоном инсулином, которые эти самые углеводы высвобождают.

Во времена Арнольда было принято налегать в диете на белки и жиры, поскольку обезжиренная еда не практиковалась. Яйца целиком, красное мясо, творог и сыр поедались в огромным количествах, но почему-то не приводили к опухшим лицам и животам. Все изменилось в 80-е и особенно в 90-е годы, когда стало нормой 60 и даже больше процентов еды потреблять за счёт углеводов. Помимо увлечения инсулином я объясняю это крестовым походом против холестерина, который был объявлен в те годы.

Ученые выяснили, что холестерин, содержащийся в животных жирах, вызывает атеросклероз и болезни сердца. Правда, в последние е годы все чаще стали появляться свидетельства того, что это не совсем так. Что жиры бывают разные, и что даже так называемые «плохие» насыщенные жиры вовсе не обязательно повышают уровни холестерина, поскольку организм склонен к саморегуляции: чем больше жирной пищи мы потребляем, тем меньше из неё вырабатывается холестерина и наоборот. В то же время было доказано, что жиреем мы в основном от углеводов, которые провоцируют выброс инсулина - главного жиронакапливающего гормона в организме.

Но мы отвлеклись от главной темы. Итак, эстетика или масса? В период своего доминирования на сцене Арнольд Шварценеггер был самым массивным атлетом, но у него была своя эстетика, которую он подчеркивал мастерским позированием. У Арни не было живота, а не слишком узкую талию он маскировал эффектными позами в три четверти разворота корпуса. Сомневаюсь, что нынешние атлеты вроде Биг Рами или Рулли Винклаар способны принимать такие позы! Те, кто соревновался с Арнольдом, особенно Серж Нюбре и Фрэнк Зейн, превосходили его в эстетике сложения, но проигрывали, потому что Арнольд был больше! Но, повторюсь, у Арнольда была своя эстетика!

Эта ситуация сохранялась в 80-е годы. Ли Хейни был великим чемпионом и так же как Арнольд декадой раньше, он превосходил своих соперников, в первую очередь, в размерах. Но и у него была своя эстетика: узкая талия, широкие плечи, потрясающе вылепленная спина, впечатляющие плечи и грудь. Многие считают именно 80-е годы пиком «золотой эры» бодибилдинга. И именно в эти годы в спорте появились чемпионы с очень эстетичным сложением: Ли Лабрада, Берри Де Мей, Боб Пэрис и другие, и они с легкостью побеждали более массивных, но не менее складных бодибилдеров. Но все они уступали Ли Хейни, поскольку он был больше.

Революция свершилась в начале 90-х, и устроил ее Дориан Ятс. Впервые за долгие годы на Олимпии» появился атлет, который не уступал Ли Хейни в размерах, и при этом был рельефным и твёрдым. У Ятса даже была на тот момент своя эстетика. Не такая, как у Хейни, конечно, и, тем не менее. После ухода Хейни Ятс стал главным претендентом на победу на «Олимпии». Но у него была сложная задача, поскольку в эти годы на первый план стали выходить атлеты с более красивым сложением, чем у него: Винс Тэйлор, Кевин Леврон, Флекс Уиллер. Состязаться с такими атлетами на их поле было смерти подобно, и Ятс сделал ставку на массу.

Ключевой стала «Олимпия» 1993 года. При росте в 179 см Флекс Уиллер весил всего 99 кг, но он был воплощением идеального бодибилдер с точки зрения эстетики! Каждая линия его тела радовала глаз! Но рядом стоял Дориан Ятс, который при таком же росте весил 115 кило, огромный, квадратный и твёрдый как скала! И это тоже был бодибилдинг! И вдруг оказалось, что бодибилдинг может быть и таким! Сравнивать их было то же самое, что сравнить «Феррари» и «Хаммер». Что красивее? Для многих и у «Хаммера» есть своя эстетика…

Тогда победила масса, Ятса поставили первым, и джинн был выпущен из бутылки. В эстетике Флекса Уиллера или Сержа Нюбре большую роль играли природные данные. Как бы ты ни надорвался в зале, чтобы достичь подобного телосложения, этого мало. Нужны от природы узкая талия и таз, длинные ноги, тонкие суставы, толстые мышечные брюшки. А всем этим были одарены единицы. И вдруг появился Ятс, который своим примером доказал, что для успеха в бодибилдинге вполне достаточно быть просто большим и жестким.

Конечно, на самом деле это не совсем так. У Дориана были очень эффектные пропорции, а форма таких его икроножных и спины до сих пор остаётся непревзойденной. Но своим примером Ятс вдохновил тысячи людей, которые, не будучи одаренными, грезили признанием и чемпионскими лаврами. Как итог на турнирах стали выступать и выигрывать атлеты без особой эстетики, но зато невероятно большие. В разы выросли дозы принимаемой фармакологии и пищи. Выпяченные животы, размытые контуры мышц, непривлекательная глазу форма - это была расплата за гипермассу. Следствием этого стало снижение интереса к бодибилдингу. Люди не хотели походить на чемпионов, выглядевших как фрики. Это касалось даже фанатов, не говоря уже об обывателях. Ронни Колеман восхищал всех своим сложением в 1998-99 годах, когда весил на сцене 112-116 кило при росте в 181 см. Когда соревновательный вес Ронни достиг 130 кило, его фигура перестала быть привлекательной для широких масс - разве что для кучки «экспертов». Руководство ИФББ, очевидно, ощущало какое-то беспокойство в этой связи. И попыталось переломить ситуацию в 2008 году, когда «Олимпию» выиграл далеко не самый массивный Декстер Джексон. Да и Фил Хит, которого объявили чуть позже эталоном бодибилдера и присудили 7 статуэток Сандова тоже, скорее, был монстро-эстетом, нежели просто монстром как Джей Катлер. Со временем эстетика сложения Хита стала хуже, и год назад он проиграл Шону Родену, который уступал ему в размерах, но превосходил в эстетике сложения и отточенность линий. Куда, в какую сторону качнется маятник - в сторону массы или эстетики- мы узнаем меньше, чем через две недели, когда будет объявлен новый чемпион «Олимпии».

А какого чемпиона хотели бы увидеть вы: монстра массы или эстета?

Комментируйте статью в пабликах журнала "Геркулесъ" в фейсбуке и контакте!


Алексей Веселов





Made on
Tilda