Яндекс.Метрика
© 2018 Геркулесъ
Импортозамещение спортпита: сделано в России
ФИТНЕС
Одной из причин кризиса, разразившегося в 2014 году, называют санкции зловредного Запада и контрсанкции России. Не успели еще их ввести, как тут же раздался хор голосов, мол, это редкая удача для России — слезть с нефтяной иглы и наконец-то наладить импортозамещение. По прошествии почти трех лет выяснилось, что как-то не замещается как-то особо импорт почти ни в одной из отраслей, в которых наше доблестное правительство установило ограничительные барьеры. На этом фоне явно выбивается из общего ряда и кажется просто поразительным та лавина нового спортивного питания, которые обрушили на нашего потребителя отечественные производители. В чем феномен сего явления? И чем это нам грозит?

Резко сдувшиеся цены на нефть вынудили наше правительство в 2014 сильно «уронить» рубль. А специфика рынка спортивного питания в России в том, что и розничные, и оптовые цены на импортный товар напрямую привязаны к курсу доллара и евро. В 2014 году, правда, были еще компании, которые наслушавшись бодрых заверений руководства Центробанка, свято верили в устойчивость рубля, но после печально знаменитого 17 декабря, когда курс доллара к рублю за один день вырос на 18 рублей и достиг отметки в 80 рублей за доллар, их энтузиазм как ветром сдуло. И цена на заморский протеин за считанные недели выросла почти втрое! После этого, правда, был откат, и рубль подорожал. И, тем не менее, инфляция на рынке спортпита реально составляла не 10-15%, как в целом по стране, а минимум 200%. Понятное дело, что тощий кошелек российского потребителя не мог переварить такого прайса. И импортное питание стало превращаться в довольно элитарный и малодоступный продукт, чем оно было в середине 90-х. Помню тогда, году так в 1994-м я приобрел первую в жизни банку «Формулы 80» от фирмы Multipower. Она стоила, по моим тогдашним ощущениям, целое состояние, и я ел протеин как кашку, слегка разведя водой, чтобы растянуть удовольствие. В 1997-м я уже раскошелился на покупку целой коробки все той же «Формулы», но мне тогда это стоило месячной зарплаты.

Проблему усугубил не только крах рубля, но и заметное обнищание населения, ведь подорожало, пусть и не вдвое, все: еда, одежда, обувь, бытовая техника… Эти товары являются предметами первой необходимости, и уж явно нужны народу больше, чем гейнеры или аминокислоты. Как итог продажи импортного спортпита автоматом рухнули вдвое. То есть в рублях выручка продавцов оставалась прежней, а вот в долларах просела минимум вдвое.

Однако нашлась компания, которой вся эта ситуация пошла только на пользу и обернулась сказочным ростом доходов. Какие там 200 процентов! PURE PROTEIN – вы наверняка слышали это название. Небывало низкие цены по сравнению с импортом, яркая упаковка и агрессивная рекламная кампания привели к тому, что по итогам 2015 года эксперты озвучили цифру в миллиард рублей за год! Это составило якобы треть всего российского рынка спортпита!

Насмотревшись на это и отойдя от шокового состояния, прочие участники рынка бросились заниматься тем же под лозунгом «Догоним и перегоним Америку!» И результаты впечатляют. По крайней мере, количественные. Побывав в конце ноября на выставке SN PRO, я насчитал 65 российских марок спортивного питания. И это лишь те, кто принимал участие в выставке! А кто-то не принимал, поскольку цены на участие «кусаются».

Из всего этого возникает логичный вопрос: а что дальше? Ведь мало произвести, надо еще и продать. А дальше все неоднозначно. С одной стороны, сильнейшая конкуренция заставляет российских производителей разрабатывать красивые этикетки не хуже западных и фасовать продукты в эффектную упаковку. Все верно, у товара должно быть лицо! Времена, когда нам предлагали всякие унылые «Атланты» и «Антеи», упакованные в целлофан или коробки из дешевого картона с блеклыми этикетками, напечатанными на принтере, канули в лету. Порошковые продукты, а львиная доля российского спортпита приходится именно на них, неплохо размешиваются и имеют вполне приятный вкус, а некоторые даже очень вкусные. А это ключевой фактор, ведь в свое время менеджеры крупнейшего в мире производителя спортивного питания Optimum Nutrition учили нас, что главное в продуктах – это смешиваемость и вкус! Что касается качества продуктов, то я не делал лабораторных тестов, да и не ставлю перед собой такую задачу. На то есть Борис Цацулин со своими видео и ему подобные. Однако, очевидно, что если производитель приходит на наш рынок надолго с далеко идущими планами, то он должен заботиться о качестве продуктов, ибо это – его репутация. Безусловно, продавцам хочется зарабатывать больше. Кому не нужны деньги? И печальный опыт PURE PROTEIN это подтвердил.

Итак, вроде бы, все неплохо: ярко, недорого и вполне качественно. Покупай – не хочу! Но есть проблема. Состоит она в том, что россияне не особо доверяют произведенным в России же продуктам. Вот такой у нас патриотизм наоборот. И это тянется издавна и касается не только спортпита. Скажем, американец будет с гордостью ездить на «Форде» или «Шевроле», а нашего соотечественника только нехватка финансов заставит усесться за баранку «Лады». «Мерседес» он получше как-то. И забавно наблюдать разъезжающих на «мерсах» россиян с надписями под стеклом «Спасибо деду за победу!» Российские производители спортпита прекрасно это понимают, и именно поэтому вы практически нигде не найдете российскую линейку спортпита с названием на русском языке. Все сплошь английские: MUSCLE, POWER, MEGA и при этом непременно NUTRITION. Доходит до того, что порой состав продуктов на этикетке печатается «не по-нашему», при том, что английским у нас владеют лишь люди с высшим образованием, да и то со словарем.

За последнее время я много беседовал с директорами магазинов. В основном везде одно и то же: несмотря на «кусачие» цены, полки уставлены импортом. Российских производителей обычно не больше 3-4, и то либо самых раскрученных, либо тех, кто предложил ну уж совсем «вкусные» цены, либо тех, у кого особые отношения с этими самыми директорами (друзья, родственники, ну, вы понимаете). На мой вопрос, почему российского товара так мало на полках, следует ответ: низкое качество. Хотя, понятное дело, никто никаких анализов в лабораториях н делал. А определить качество протеина на зуб маловероятно. Другое объяснение: зачем запутывать покупателя обилием российских марок? Но при этом разнообразие импортных марок в магазинах, когда вам предлагают 20-30 и больше однотипных продуктов, но от разных производителей, никого не смущает. Возможно, дело в том, что основные импортные бренды давно уже на нашем рынке, и покупатель их знает, а новые линейки российского спортпита не особо известны, а серьезно вкладываться в рекламу наши соотечественники не очень любят. Это, кстати, еще одна чисто российская черта, но об этом мы поговорим как-нибудь в другой раз.

Какой же из всего этого вывод? Я считаю, что прежде чем ругать или хвалить какой-то товар, его надо хотя бы попробовать. Это я о покупателях. Тем паче, что банка отечественного протеина в любом случае в полтора-два раза дешевле импортной такого же веса. А рост благосостояния наших граждан в ближайшем обозримом будущем не предвидится. Продавцам же хочу сказать вот что: да, сейчас рубль укрепился, и цены на импорт стали более приемлемыми. Но он может и вырасти. А тот демпинг, на который идут в последнее время дилеры западных марок, он рано или поздно кончится. И нужно как-то смотреть вперед и смелее поддерживать отечественного производителя. Да, среди того, что он предлагает наверняка есть и не очень качественный продукт, и не слишком вкусный. Но я уверен, что время все расставит по своим местам: достойные бренды найдут своего покупателя и закрепятся на рынке, а те, что ниже плинтуса, прикажут долго жить.

Издатель журнала «Геркулесъ»

Алексей Веселов
Made on
Tilda