Как появилось спортивное питание: история зарождения пищевых добавок
Спортивное питание, пищевые добавки, «химия», «пустышки» - множество нарицательных имен имеет продукция, которая плотно вошла в арсенал поклонников «железного» спорта. Множественные "за" и такое же количество "против" звучат со всех сторон. Бесконечные дискуссии о вреде и бесполезности. Кто-то, уверен в пользе добавок и не мыслит свою диету без них, а кто-то кричит, что это шлаки, засоряющие организм. Но, как бы там ни было, лично я -приверженец спортивных добавок и имею веские аргументы в их пользу.
Большинство людей, интересующихся спортивным питанием, наверняка слышали о периодически появляющихся в западной прессе статьях, освещающих очередной скандал в мире производителей спортпита. В Америке такие скандалы именуются snake oil - это выражение означает продажу любого продукта, не соответствующего обещанному на этикетке результату. Попросту говоря - продажу «пустышек». Маркетинговые стратегии сегодняшних продавцов, скорее всего, намного замысловатее, но по своей сути выстроены на тех же идеях, что и в прошлом столетии. То есть, если вы хотите чтобы у вас выросли бицепсы или дельты, волосы, ногти, энергия, в конце концов, то покупайте именно этот продукт или именно тот. Когда люди надеются на улучшение и прогресс в тренировках, они готовы принять, зачастую, любые экстремальные меры для достижения желаемого результата. В нашем сегодняшнем мире все устроено так, что практически любая цель достигается путем покупки кого-то или чего-то. Деньги - двигатель всего и вся. И те люди, которые занимаются производством спортивных добавок, прекрасно понимают это. Именно поэтому многие производители не скупятся на оплату реклам, в которых фигурируют знаменитые спортсмены или звезды шоу-бизнеса. Реклама - двигатель торговли, это знают все. Но согласитесь, разве не глупость верить в то, что продукт, который показали по телевизору на фоне знаменитости, ответственен за определенные достижения уже прославившейся звезды? Но, тем не менее, эта система работает, и производители повышают свою прибыль благодаря этому рекламному шагу. К сожалению, насколько я знаю, ситуация с лже-рекламой нигде так сильно она не развита, как в индустрии специализированных добавок для бодибилдеров. В этой индустрии то и дело мелькают такие броские названия как adaptagen или metabolic optimizer - три слова, в переводе означающие все самое желанное для качков, что-то вроде «способный перестроить организм и усилить процессы метаболизма до максимального уровня». Конечно, любой уважающий себя бодибилдер не упустит шанс оптимизировать способности своего тела. Во всяком случае, эти броские слова сверкали на этикетках большинства строящих мышцы продуктов, еще несколько лет назад. Но теперь, на фоне замысловато продуманных научных терминов они просто затерялись в небытии прошлого. Но я уверен и могу поспорить, что уже лет через десять мы будем смеяться над многими названиями с научными префиксами, которыми пестрят этикетки ряда добавок сегодня. Некоторые не имеют смыслового перевода вообще, потому что нахально выдуманы производителями! Примеров масса: ion exchanged- ultra low temperature - bio available macro encapsulated protein- with non – denatured trips cross flow…. И так далее. Перевод можете сделать сами.
Для лучшего понимания, как все это вышло из-под контроля, давайте перенесемся на несколько десятков лет назад в конец семидесятых годов, когда в supplement индустрии доминировали такие магнаты как Джо Вейдер и Боб Хоффман. Мне стало интересно узнать о первооткрывателях и создателях этой мультимиллиардной индустрии, и вот как все начиналось. Оба эти человека контролировали практически каждый аспект продукции для бодибилдеров. Вейдер видел огромный потенциал в раскрутке мускулистых звезд нового вида спорта. А вот Хофман склонялся к проведению соревнований по тяжелой атлетике. Идея Джо Вейдера собрать вокруг себя генетически одаренных парней оказалась удачной. Он подписывал их на контракты, в которых каждого из них при разговорах о своих достижениях обязывали ссылаться на "Философию Вейдера". Это ставило ребят в такую ситуацию, что Вейдер мог вложить в их уста любое желаемое им слово. Конечно, в основном в этих словах была хвала вейдеровским продуктам. Кстати, некоторые из первопроходцев позднее весьма нелестно отзывались о своем бывшем боссе, но сейчас не об этом.
Так в чем же дело? Ведь никто никому руки не выкручивал, все было по собственному желанию. Бизнес есть бизнес! Например, Арнольд Шварценеггер прекрасно понимал, куда шел, и он с охотой заключил сделку с Джо. К тому же, до того как попасть к Вейдеру, Арнольд уже выглядел достаточно презентабельно, поэтому выжал из контракта все, что мог. Джо Вейдер в то время был практически единственным, кто занимался этим ремеслом. Когда Хофман и Вейдер начали выпускать спортивные пищевые добавки, их продукты практически ни чем не отличались друг от друга. Они продавали витаминные таблетки, таблетки, стимулирующие работу печени, дрожжи и иные связанные со здоровьем продукты. Но вершиной продуктовой линейки был протеин. Каждый из двух бизнесменов использовал любые доступные способы, дабы продать как можно больше протеина. Его называли разными названиями, рекомендовали как при наборе мышечной массы, так и при сбросе веса. Будь то протеиновый напиток, порошок, или таблетки, Вейдер и Хофман использовали один и тот же ингредиент – сою. Невзирая на отвратительный вкус, продукт содержал 90% протеина и хорошо размешивался. Иногда его даже удавалось сделать безвкусным, плюс он был дешевым.
В то время пока Джо увлекался созданием своих новых журналов о бодибилдинге и написанием статьей, в которых он не навязчиво рекламировал свою продукцию, появился молодой химик – человек, занимающийся добавками, который уже тогда относился к вопросу подпитки спортивным питанием намного серьезнее. Его звали Ирвин Джонсон, вы не найдете о нем информации в Википедии. Так вот, он верил, что первая пища, с помощью которой человек начинает расти – это материнское молоко, и оно так же будет способствовать росту мышечной массы у взрослого человека. Ферменты, которые найдены в материнском молоке (colostrums) и (lactoferrin), несомненно, должны укреплять иммунную систему. Но после изучения молока коровы Джонсон пришел к заключению, что оно не имеет такого же аминокислотного состава как человеческое молоко. Именно поэтому он начал добавлять в молочный протеин порошок цельного яйца. Джонсон также понимал важность гормонов в развитии мышечного волокна и одним из первых заметил, что жир в молоке может увеличить производство гормонов. По этой самой причине он стал рекомендовать своим потребителям принимать его протеин со сливками. Он также убеждал, что каждый, кто принимает его протеин, не должен кушать никаких фруктов. Но официальные органы FDA (департамент по надзору за производителями), не согласились с Ирвином Джонсоном, выступив с заключением, что его продукт ведет к сознательному повышению процента жира у его потребителей. Но, как показало время, клиенты Джонсона теряли вес возмутительно быстро. То что он предлагал в то время, называется кетоновая диета. Вариации диеты Джонсона еще называются диетами Аткинсона, зоновой диетой и высокожировой диетой. Как бы там она не называлась, идея сводилась к приему низкокалорийной пищи при высоком потреблении белка и стратегической жировой загрузке для вспомогательного роста мышц и оптимальной потере лишнего веса. И это срабатывало!
Знаменитости со всего мира, звезды бодибилдинга, артисты, все ринулись к Джонсону за его экспериментами и протеиновыми продуктами. Тренирующий гуру Винс Гиронда, так же, как и звезды IFBB Ларри Скотт, Френк Зейн, Дейв Драйпер и, конечно же, Арнольд Шварценеггер, все, кто получали Вейдеровские продукты бесплатно, выкладывали немало денег за продукты Ирвина Джонсона. Как раз в то время он был большим оккультистом и, спросив своего астролога о помощи, получил совет поменять буквы в фамилии и имени для того, чтобы стать еще более знаменитым бизнесменом. Джонсон так и сделал, добавив основную ярко звучащую "R", и теперь его продукт стал носить название "RHEO.H.BLAIR!". Все, кто мало-мальски понимал что-нибудь в спортивном питании, осознавали, что RHEO H BLAIR был намного лучше соевых продуктов, производимых Хофманом и Вейдером. Но у старика Джо были деньги, и именно поэтому он мог серьезно влиять на рынок продаж. Для него BLAIR не представлял особой угрозы. Вейдер, окруженный плотным кольцом звезд бодибилдинга во главе с парящим над всеми Арнольдом, находился на пьедестале превосходства. После выхода эпического документального фильма "Pumping Iron", продажи членских карт в спортзалы Америки резко возросли. Ну и, конечно же, интерес к спортивным добавкам достиг своего апогея. Но в то же время у индустрии спортивного питания появился серьезный оппонент – СТЕРОИДЫ!
Влад Кузнецов
Мастер спорта по бодибилдингу.