Из журнала «Геркулесъ» октябрь 2012 года.
Чем закончилась подготовка Большого Паты Петриашвили к супертурниру «Арнольд Классик Европа» вы уже знаете. Я – пока нет, но уверен, что появление на сцене монстра с 57-сантиметрвыми руками вряд ли пройдет незамеченным. Пока же до соревнований еще больше месяца, и мы не спеша рассуждаем о них, а заодно о том, как Паата накачал свои руки.
Геркулесъ: Паата, привет! Интернет всколыхнули твои фото, сделанные словацким фотографом Игорем Копчеком в середине августа. Особенно одна. После того, как она была вывешена на сайтах, начались раздаваться резкие высказывания, самыми мягкими из которых были: «Если он успеет подготовиться, это будет чудо!»
Паата Петриашвили: На самом деле никого не должно волновать, как атлет выглядит за месяц или полтора до соревнований, насколько он рельефный или наоборот. Важно, как он выглядит на сцене в день соревнований. А как спортсмены добиваются формы, какими путями идут – это их дело. И даже на соревнованиях можно выглядеть по-разному: сегодня одна форма, завтра – другая. Да, люди увидели бугорок жира у меня на боку и подумали, что я совсем не в форме. Но это было три недели назад, а сейчас уже все по-другому, и на сцене, понятно, ничего этого у меня не будет. Мы с моим тренером изначально не хотели, чтобы Копчек выкладывал эти фото на обозрение. А когда он все же выложил, решили, что так даже лучше. Пусть люди видят, как можно реально изменять свою внешность за короткий срок. На днях мы с Вишневским сделали еще фото, и они совсем другие. В прошлом году по некоторым причинам я готовился к «Классику» всего два с половиной месяца, одновременно сбрасывая жир и набирая мышцы. Получилось неплохо. Но в этот раз я решил сосредоточиться на наборе, чтобы добиться максимально возможной прибавки в мышечной массе. Отвел на это достаточное количество времени и набрал около 160 кг. Конечно, при этом я нарастил некоторое количество жира, но я сознательно на это шел. Ничего страшного. Зато теперь есть из чего делать новую форму.
Гъ: Как ты сам оцениваешь свою подготовку, чем собираешься удивить судей и зрителей в Мадриде?
П.П.: Я собираюсь выставить лучшую в своей жизни форму. Вот и все. То есть быть больше, чем когда-либо, и при этом очень качественным. Потому что «качество» решает все. Неважно, какие у атлета объемы, но если ты «сухой», ты победишь. Об этом мне несколько раз сказал Игорь Копчек, а он в этом толк знает, поскольку много лет готовил как тренер к соревнованиям знаменитого Ярослава Хорвата, а потом и Стефана Хавлика. Хотя «масса» тоже должна быть большой. На данный момент я вешу почти 147 кг в приличной кондиции, мышцы уже «секутся».
Гъ: А как ты относишься к тому, что нынешний «Арнольд Классик» может превратиться в эдакий российский междусобойчик. Ведь в твоей категории собираются выступать Павел Кириленко, Максим Самойло, Виталий Фатеев, Андрей Леонов, Алексей Лесуков?
П.П.: Готовиться выступить – еще не значит выступить. Все покажет сцена. К тому же, «Классик» — турнир очень высокого уровня. На него наверняка приедут 2-3 десятка атлетов со всего мира очень высокого класса, которые могут составить серьезную конкуренцию нашим ребятам. Так что я бы не стал забегать вперед, обзывая эти соревнования «чемпионатом России».
Гъ: А как идут дела в твоем зале? Ты открыл его не так давно?
П.П.: Зал называется «Эльгида спорт». Находится на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Это небольшой уютный зал, нацеленный на персональный тренинг, на людей, которые не просто хотят где-то проводить время для галочки, а стремятся к реальному результату. Мы открылись полгода назад. Пока все хорошо. Потихоньку набираем обороты, развиваемся.
Гъ: А как народ реагирует на тебя, твои размеры?
П.П.: Хорошо. Люди глядят на таких спортсменов как я, и сами начинают стремиться к чему-то большему, пытаются улучшить свое телосложение. Мы и к соревнованиям ребят готовим. Конечно, постоянно приходится находиться в центре внимания. Но это помогает не расслабляться. Всегда нужно выглядеть на уровне, чтобы быть примером для людей. А это не всегда просто. Ведь для того, чтобы зарабатывать, приходится много работать. Даже сейчас, несмотря на подготовку, я провожу по 10-12 тренировок в день с 7 утра до 12 ночи.
Гъ: А в зале висят твои фото, плакаты?
П.П.: И грамоты, кубки. Это – часть имиджа зала. Чтобы люди, приходящие сюда, понимали, что это – не обычная качалка, а серьезный спортивный зал, где работают на результат и достигают его.
Гъ: Паата, я помню тебя с 1999 года, когда делал первые шаги в спорте и даже принимал в этом участие. Ты тогда был, конечно, поменьше, чем сейчас, особенно в ногах, плечах и спине, но у тебя уже тогда была грудь и руки. В чем секрет?
П.П.: Просто я тренировался в зале, где тренер хотел, чтобы мы — его ученики выглядели как атлеты эпохи Арнольда. Чтобы у нас в первую очередь были развиты именно эти мышцы. И мы уделяли им повышенное внимание.
Гъ: А потом твое отношение к тренировкам рук как-то изменилось?
П.П.: Я постоянно привношу в свои тренировки и питание что-то новое. Потому что организм приспосабливается к однообразию нагрузок и пищи, и перестает расти. Поэтому его нужно постоянно удивлять, шокировать. Скажем, раньше я качал руки с помощью суперсетов. Прорабатывал их вместе. Подход на бицепс – подход на трицепс. Мне очень нравилось. И был результат. А сейчас я перешел на тяжелые раздельные тренировки. Но тяжелые – это не значит с огромными весами. Скорее наоборот. Просто я пытаюсь выполнять упражнения медленно, но сверхкачественно, с фиксацией для максимальной сепарации мышц.
Гъ: А о каких упражнениях речь?
П.П.: Для трицепса это: разгибания рук на блоке с веревкой, жим штанги лежа узким хватом, французский жим лежа с двумя гантелями, отжимания на скамье или в тренажере и жим одной гантели из-за головы двумя руками сидя. Для бицепса: сгибание рук с гантелями стоя на брахиалис, иными словами, «молоток», сгибания на скамье Скотта в тренажере «Наутилус», ну и традиционные сгибания рук со штангой стоя. Я специально откопал статью от создателя тренажеров «Наутилус» Артура Джоунса, как правильно качаться на его тренажерах, попробовал и очень доволен результатом.
Гъ: Ты обмолвился, что с тяжелыми весами ты больше не работаешь.
П.П.: Нет! Особенно после того, как надорвал грудную мышцу. Я поменял свое отношение к тренировкам, стал выполнять упражнения медленнее и чище. Плюс стараюсь меньше отдыхать между подходами и проделываю большое количество повторений. Скажем, на трицепс это минимум 12 повторений. На бицепс могу сделать даже больше – 20-25. И что характерно: после того, как вы сделаете 20 повторов, так, что у вас будут гореть мышцы, тут и начинается самая работа! Именно от нее и растут мышцы!
Гъ: А о каких весах идет речь?
П.П.: В жиме лежа узким хватом я не беру больше 100 кг. В сгибаниях рук со штангой стоя – 45 кг, в сгибаниях рук с гантелями – 22-30 кг. И при этом руки этим летом доходили до 60 см!
Гъ: А в чем секрет успеха?
П.П.: Помимо того, что я сказал выше про технику исполнения, я никогда не провожу двух одинаковых тренировок подряд. Я меняю последовательность выполнения упражнений. Ввожу какие-то новые. На бицепс это могут быть сгибания рук с гантелью сидя в наклоне или сгибания рук на верхних блоках. Потом я могу тренироваться в разном темпе. Если интенсивность не очень высокая, то могу сделать и 7 подходов в упражнении, а если высокая – 4-5. Я руководствуюсь интуицией, а веса…Можно и сгибая руки с 45 кг получить непередаваемые ощущения и чумовой эффект!
Алексей Веселов